Содержание статьи «Педагогика ненасилия»:
1. Развивающая педагогика < > 2. Нравственная педагогика < > 3. Домашняя педагогика < > 4. Педагогика сотрудничества < 5. Гуманистическая педагогика > 6. Личностно-ориентированная педагогика
Педагогика ненасилия
Часть 5. Гуманистическая педагогика
Ребенок всегда определяет пределы своей свободы. Когда он учится ходить, то стремится пройти как можно дальше, охватывая определенное пространство. Тем самым, он выясняет пределы своего детского мира. Конечно, если ребёнок идет в нежелательном направлении, родители его останавливают и ставят как бы границу. Малыш осознает, что рубежи его мира пока ограничены вот этой возможностью. Дети изо дня в день вырастают, но взрослые для личного удобства оставляют незыблемыми устаревшие преграды из "да-нет", "можно-нельзя", "разрешено-запрещено". А касаются они буквально всего. Мы не только пространственно устанавливаем границы — «туда не ходи, сюда ходи», мы также стараемся определить, с кем дружить, чем заниматься, как себя вести, как выглядеть...
Установление рамок является дисциплинирующей, культивирующей функцией. Но так как ребенок развивается, взрослые обязаны раздвигать заградительные планки. Ответственный родитель должен отследить, какие именно барьеры и ограничения в настоящий момент актуальны для малыша. Взрослому необходимо разузнать, что ребенок хочет найти за установленной границей, к чему он стремится. А затем объяснить, какие последствия ожидают того в ходе такого исследования, какова ответственность самого ребенка за принятие тех или иных решений.
Если дети лезут к огню, можно, конечно, дать им по рукам, но рано или поздно они всё равно засунут пальцы в пламя. Нужно спокойно объяснить, не думая о том, что годовалый ребёнок нас не поймет. Малыш прекрасно воспринимает и наши мысли, и наши чувства, и наше настроение, и нашу энергетику. Необходимо разъяснить ему, какие эффекты повлекут за собой его поступки. Конечно, будет больно, но Вы не против того, чтобы он засунул руку в огонь. Это его личное дело.
Как ни странно, когда мы уверены в том, что ребёнок нас понимает, тогда он действительно нас понимает. Родитель при малыше что-то вроде тайного советника при министре, который имеет желание действовать, но не знает как. Взрослый обязан знать ответы на вопросы, которые будут возникать у малыша вновь и вновь. Происходит передача знаний от папы и мамы к детям. Если они культурны, образованы, психологически здоровы и занимаются расширением своего кругозора, то это передается и их малышам. Дети питаются благодатной энергией.
Чем же может питать родитель? Только собой! Причем не словами, а своими поступками и делами.
Ребенок же, следуя примеру самых близких ему людей, учится решать любые проблемы, ибо в его распоряжении добрые советчики, мудрые наставники, знающие друзья. Как следствие, вырастает человек, грамотно использующий свои лучшие способности и возможности, умело распоряжающийся внутренними потенциалами и резервами.
Когда родители предоставляют себя в распоряжение детей — нет нужды в насилии и механическом управлении. Взрослые становятся настолько интересны для малышей, настолько им приятны, что последние тянутся к ним, как ростки к солнышку. В целом дети начинают воспринимать нас как очень позитивных личностей, потому что с нами интересно, выгодно, полезно. Это касается ребенка любого возраста. Для человека, выросшего в доброй, мудрой, сильной семье, абсолютно нормально в кризисной ситуации искать поддержки родителей.
Любые проблемы всегда можно разрешить более эффективным путем, нежели тот, который сопряжен с агрессией. Мы учимся разрешать затруднения, не прибегая к грубым силовым методам. По мере своего совершенства, человек всё меньше привносит в мир отрицательных возмущений, всё меньше хаоса исходит из кладезей его подсознания в окружающее пространство. Его собственная гармонизация является гарантом его безопасности для планетарного сообщества. Вокруг человека начинают распространяться волны любви, красоты, гармонии. Феномен очень хорошо известный на Востоке: идущий по городу Мастер боевых искусств — человек, который обладает фантастическими возможностями в сопротивлении злу, одним своим присутствием прекращает драки на соседних улицах.
Нечто благостно-целительное излучается людьми, ведающими, как разрешать житейские проблемы и обладающими высоким нравственным энергопотенциалом. И эта благодать, как масло по воде, разливается вокруг таких людей, привнося в мир атмосферу ненасилия.
Ненасилие достаточно мистическая вещь, которая проявляется в человеке по мере расширения его сознания в процессе духовного роста. Ненасилие можно представить себе в виде особой энергии покоя, радости, счастья, благополучия. И этот энергетический поток в каждом событии жизни проверяет внутренний гуманистический потенциал человека. Чем дальше, тем экзамены сложнее, что вполне естественно. Когда мы уделяем внимание развитию ненасильственного подхода и относимся к нему как к своеобразному накоплению магической силы, живительной энергии, тогда непостижимо волшебным образом она сама собой к нам прирастает.
Ложные верования взрослых относительно детей
- Убеждение в том, что не все дети являются талантливыми, одаренными, способными к самостоятельной активности, творчеству, свободе и независимости.
Напротив, каждый человек, если у него нет поражений мозга — талантлив. - Уверенность, что педагогика по сути своей связана с насилием. Общественное мнение рассматривает ребенка как хаотичный элемент мира, как первородный кусок камня, который нужно обтесать, обкромсать, оформить. Взрослые подсознательно исповедуют мысль о том, что дети им что-то должны. А раз так, то они имеют полное право "окультуривать" малышей посредством «перековывания» и «переиначивания». При этом каждый родитель выдает самому себе индульгенцию за возможное насилие, которая дает право на подавление тех или иных ростков свободы.
В значительной степени то, что называется наследованием родовой кармы, связано просто с бездумным сканированием поведенческих программ и связанных с ними моральных устоев и нравственных оценок. Жизнь нам дали наши родители, они же «повесили нам и лапшу на уши». Папу и маму облапошили дедушки с бабушками, а тех, в свою очередь, прадедушки и прабабушки.
Но на ком-то этот замкнутый круг должен же быть разорван! Будущим потомкам совершенно не обязательно накапливать негативный потенциал. Конвейер стереотипов и предубеждений всегда можно остановить на своей родовой линии - на себе, на своих детях.
Весь этот закон воздаяния может быть отменен в масштабах всей планеты усилием одного поколения. Но для того, чтобы это произошло, родители должны взять на себя ответственность за то, как они думают, чувствуют, ведут себя на протяжении всей своей жизни.
Да, избавление от вредных привычек, в том числе и поведенческих, требует определенных усилий и терпения. Но человек, который не хочет разбираться с возникшими затруднениями, не в состоянии от них уйти. С трудностями собственного осчастливливания, всё равно придется столкнуться, хотим мы того или нет. Сейчас в мире уже начали понимать критичность ситуации, ее, пугающую своими масштабами, запущенность. Ибо несчастливые люди опасны для планеты. Они несут в себе угрозу для всего человечества.
- Взрослые безоговорочно верят в приложимость прежних приемов.
Родители пытаются передать детям алгоритмы поведения своих предков или свои собственные, забывая о том, что к нынешнему времени жизнь качественно изменилась.
И дело не столько в технических новшествах, сколько в совершенно иной астрологической ситуации, иной духовной атмосфере, ином информационном потоке, в которых купается ребенок. Я вообще опасаюсь подавать советы, пока меня в лоб не спрашивают об интересующей теме. Я подозреваю, что не обладаю в достаточной степени пониманием специфики жизни моих детей. Как это ни парадоксально, но родитель пришел в мир раньше малыша и потому, с одной стороны, находится впереди него, с другой же стороны, он его постоянно догоняет.
Только тогда, когда взрослый до конца не уверен в том, что он исповедует, чем живет, ребенок получает от него адекватную помощь.
Дзэнские Мастера упоминали о трех основных условиях, без которых не может обойтись ни одно подлинное начинание: великая убежденность, великое сомнение, упорство в цели.
Родитель обязан всё время сомневаться в сознательности своих программ. Он должен пытаться сделать эти программы совершеннее. Не просто отказаться от насилия, но принять к сведению, что мы никогда в данный момент не знаем, насколько то, что нам известно, реально эффективно. Не только для ребенка, но и для нас самих. Кстати, когда человек приучается к такому осторожному отношению к личной точке зрения, он становится подлинно интуитивным.
Малыш должен знать, что ответы есть всегда, но старые решения не всегда приложимы. Постоянное обучение, регулярный пересмотр своих знаний, опыта, отношений — это самая надежная и эффективная модель жизни вообще.
Малыш встречает каждый новый день как первый день творения, для него прошлое осталось во вчерашнем дне. У него потрясающе свежее восприятие. Мы же, напротив, молимся на канувшее в небытие, считаем его главным жизненным сбережением, даже не догадываясь о том, что багаж нашей памяти частенько напоминает "авгиевы конюшни". Когда ребенок отвергает опыт родителя, последний начинает обижаться, потому что он-то принимал наследие прошлого за ценность. В то время, как подлинным сокровищем для человека является непривязанность к своим накоплениям, в том числе к памяти и эффективным в прошлом стратегиям.
Наша интуиция не развивается только из-за того, что нам всё время кажется, что мы знаем, как поступать. И такая уверенность черпается нами из эффективности вчерашнего поведения. Мы не воспринимаем ситуации как новые. В результате люди просто не включают свою интуицию, потому что для работы наития необходимо отчетливое ощущение неопределенности ситуации. Если родителю удается сдержать необузданную страсть к настаиванию на личном опыте, на его ценности, важности, применимости в будущем, то малыш овладевает умением адекватно реагировать на текущую ситуацию. Для человека способность к интуиции столь же естественная, как зрение, слух, осязание. Но наши неудачи связаны с тем, что мы идем не по стезе интуиции, а по пути бездумного воспроизведения старых штампов. Если человек проектирует свое будущее и привязывается к этим конструкциям, то в дальнейшем он пытается всунуть живую ткань жизни в прокрустово ложе своих вероятностных прогнозов.
Когда человек переключается на интуитивный уровень осознания жизни, восприятия людей и себя, он становится фантастически эффективным.
Для открытия в себе дара интуиции необходима лишь очень высокая степень внутренней свободы. Наитие, откровение, озарение, спонтанность являются аспектами, качествами, проявлениями состояния окрыленности, непривязанности, независимости. Ощущение свободы — вот что дает человеку смелость опираться на интуитивные суждения. Знание — это надежность и гарантия того, что это знание объективное, достоверное. Вера же есть полет над бездной. И это, безусловно, риск. Жизнь по интуиции тоже риск, азарт, ощущение дерзновенной и отчаянной свободы. Бесстрашие, дерзость, удаль, отвага достижимы только при очень серьезном желании быть счастливым и при стопроцентной уверенности в самом себе.
Если организовать жизнь по определенным шаблонам, исчезает необходимость в интуиции, личном поиске, каждодневных изобретениях. Закрываются врата к медитативной настроенности на ситуацию, к открытости восприятия. Конечно, можно прожить на опыте прошлых поколений, но материал из прошлого потому и носит такое название, что он уже в прошлом. Если мы отличаем настоящее от прошедшего, значит, и старые накопления приложимы лишь в относительной мере. Задача родителей — поставить ребенка "на крыло", а не просто научить его бегать. Полет интуиции допускается тогда, когда малыш тотально доверяет папе и маме, когда он находится в теплых дружелюбных отношениях, когда кроха искренне радуется присутствию любого родителя и ощущает в этом присутствии гарантию собственной безопасности.
- Еще одно ложное верование — внешнее важнее внутреннего, а порядок ценнее изменений. Почему закоснелость представляет большую ценность, нежели преображение? Не понятно! Взрослые приучают малышей опираться на внешнее — точки зрения отдельных людей, общественное мнение. Ребенок отвыкает думать самостоятельно и начинает ориентироваться на то, как ведут себя другие. Ужас заключается в том, что окружающие люди точно также живут и смотрят друг на друга. Налицо замкнутая система, в которой все сваливают ответственность за решения на чужие плечи. Ребенок должен сам являться критерием для своих решений и верить себе больше, чем кому бы то ни было. Сложившаяся в мире ориентация на внешнее, подавляет интерес к внутренней жизни. Нет интереса к внутреннему миру — нет развития человека как личности. Люди стремятся успокоиться и принять стационарную форму (привычная работа, дом, стандартные увлечения).
Но, как говорит М. Норбеков: «Покой стремится к абсолюту, а абсолютный покой — это смерть».
Люди по привычке цепляются за какие-то старые упования, мечты, воспоминания. Но, что хуже всего, они пытаются перенести их в будущее. И никак иначе это не назовешь, кроме как преградой жизнеутверждающему потоку, плотиной на реке существования. Жизнь, так или иначе, сломает людские оковы, ибо динамика воды выражает принцип самого движения. Только чем больше мы сдерживаем реку бытия, тем сильнее получаем по шее. Проблема подросткового возраста: ребенок вырос, а родители данный факт признавать не желают. Пришло время изменить стиль взаимоотношений с подростком, а взрослые отмахиваются, мал мол еще. Мы вообще не любим ничего менять, потому что не привыкли этим заниматься. У нас нет даже навыка сознательного изменения самих себя, ведь нам нет надобности совершенствоваться, трансформироваться. Поэтому любое изменение во внешней среде всегда застает нас врасплох, оно всегда оказывается внезапным и болезненным.
- Еще один предрассудок — убежденность в том, что социальные нормативы, общественное мнение или точка зрения группы, являются неоспоримыми. Люди искренне уверены, что тысяча человек правее, чем один. Однако это не так — каждый прав по своему. Мы уверовали в ту "истину", что общество всегда право. Как только эту глупость ни называют: и традицией, и преемственностью, и культурой. Получается, что культура есть совокупность прежних стереотипов, а культурные накопления представляют собой содержимое памяти, которое нежизнеспособно в будущем. Я бы сказал, что культура — это хороший музей. Он важен, нужен и, безусловно, ценен. Но наследие прошлого — не фетиш, на который надо молится.
С одной стороны, прекрасно, что мы умеем прислушиваться к иным точкам зрения, но, с другой, у нас вырабатывается склонность доверять им больше, чем самим себе. Когда родители приучают детей поступать исключительно по предписаниям общественного мнения, те начинают бояться ситуаций, где требуется самостоятельное принятие решений, где имеет место выбор. При таком подходе, когда за ребенка решает кто угодно, только не он сам, посторонние люди заполняют, поглощают внутреннее пространство малыша.
Все переживания вины, стыда, обиды, страха есть ни что иное, как принятие всерьез точек зрения окружающих.
Человечество напоминает очень странное образование — общество, где каждый, не занимаясь собой, тем не менее, определяет поведение и внутреннюю жизнь других людей. Мы, кивая друг на друга, не обращаем внимания на свой мир. Не занимаемся им, не культивируем, не расчищаем.
Ходим как во сне. Нас в нас нет, хотя мы в себе всегда присутствуем, в скрытом виде. Для того, чтобы высвободить место для себя, надо в значительной степени во многих вопросах отойти от других. Не обязательно совершать движение физически, достаточно сделать это глубоко внутренне. Как следствие, мы автоматически получаем и таланты, и интуицию, и энергию.
Предрассудки детей.
- Многие подростки убеждены в том, что родителям их не понять. Потому у них и складывается впечатление, что старшим доверять нельзя. В результате они лишаются колоссальной поддержки.
- Большинство детей считает, что если взрослые проявляют бестактность, то это дает им право на выказывание гнева, раздражения, хамского поведения. Мы не привыкли рассматривать не устраивающие нас поступки как уроки, на которые следует обратить внимание. Вместо того, чтобы посмотреть внутрь себя, проанализировать ситуацию, мы охотно соглашаемся погавкать в ответ, либо достаточно быстро расторгаем отношения, злобствуя в самом прямом смысле. И не понимаем, что сами погружаемся в порочный круг.
Мир целостен, будучи организмом всеразумным и всеспособным. Вселенная — это не механическая игра атомов, а величественный Храм, включающий в себя незримые поля и тончайшие планы. Любые подлинные трансформации берут свое начало на плане сознания. Приучаясь с раннего детства полагаться на достоверность мнения своего окружения, мы вырабатываем странное представление об истине, существующей вне зависимости от живых людей и реальных ситуаций. Правда же всегда нова, свежа, текуча. Она в каждый момент конкретна, абстрактность и аморфность чужды ей. Любая жизненная ситуация требует особой настройки.
Я вовсе не призываю Вас к полному отказу от стереотипов, шаблонов, автоматизмов. Это было бы глупо, потому что изменения, как и порядок, не должными быть абсолютными. Они представляют собой два аспекта единой жизни. Беда в том, что люди возвеличивают порядок до невозможности, пытаются его застолбить раз и навсегда. То ли в форме религий, доктрин, учений, то ли в форме государственных законодательных актов, то ли в форме всевозможных социальных институтов и организаций. Мы пытаемся за истинность принять какие-то книги, забывая об их относительной ценности. В чем-то заинтересовавшие нас произведения правдивы, в чем-то заблуждаются, но в целом они не могут быть абсолютно достоверны.
Когда человек произносит слово "да", он автоматически подразумевает "нет". Если провозглашается "свет", последний тут же указывает на свою полярность — "тьму". Механизм оппозиционного мышления сокрыт в самой логике рассудка. На нем построен весь процесс переработки информации. Поэтому, как только мы пытаемся стать ангелами, из нас немедленно прет бесовское. Как только нам захотелось быть во всем правильными, так сразу у нас происходит рассогласование с жизнью. Я прошу Вас обратить пристальное внимание на то, о чем сейчас говорю. Может быть, корень зла, его суть покоятся в факте полюсной инверсии.
Попытки поиска добра, стремление выглядеть хорошим, благовоспитанным, возвышенным, респектабельным в итоге ведут к всевозможным извращениям. Здесь важно упомянуть юнговское понятие о "тени". Любой человек обладает "маской", "персоной" — набором ролей, поддерживающих в обществе представление о нем.
Персона отвечает: во-первых, за то, как нас рассматривают окружающие, во-вторых, за личную самооценку. Чем вовлеченнее мы лицедействуем в социальных ролях, тем прочнее прирастает к нам маска, подменяя собой нашу подлинную сущность, тем больше в нас накапливается противоположных качеств. Действуя в соответствии со своей истинной природой, в ситуации «здесь и сейчас», мы достигаем большего благополучия, получаем больше радости, обретаем больше энергии. Очень простая логика — меньше выдумывать и больше делать.