Содержание статьи «Педагогика ненасилия»:
1. Развивающая педагогика < > 2. Нравственная педагогика < 3. Домашняя педагогика > 4. Педагогика сотрудничества < > 5. Гуманистическая педагогика < > 6. Личностно-ориентированная педагогика

Педагогика ненасилия.

Часть 3. Домашняя педагогика

Фактически, всё то, что происходит в педагогике (и школьной, и семейной), мы называем не столько воспроизводством глупости (чем она на самом деле и является), сколько суггестивным преступлением. Преступление на основе деструктивных внушений. Родители, исходя из самого своего статуса, обладают даром внушения. Малыш видит в родительской фигуре олицетворение полной правоты. Он абсолютно доверяет папе и маме, доверяет бессознательно. Внушение - это восприятие поведенческих программ и информации без критики, без фильтрации, без отсева. Получается парадоксальнейшая вещь: каждый родитель — идеальный гипнотизер. Когда отец наклоняется над маленькой девочкой и кричит на неё, у малышки начинается каталепсия. Существует такая жуткая процедура как выставление в угол. Это ведь миниатюрная тюрьма на самом деле. Давайте попробуем сейчас мы, взрослые люди, засечь пятнадцать минут и стать в угол, постоять, покумекать. Ребенок же воспринимает всё намного драматичнее, реагирует на происходящее острее, испытывает более значительную эмоциональную включенность. А тут еще мама в сердцах бросает: "Иди в угол подумать над своим поступком! И в кого ты такой уродился, может быть, в моего двоюродного братца? Боже, пьяницей был, таким же бестолковым". И ребенок "мотает на ус", ведь нужно быть на кого-то похожим и принимает этот сценарий. Мать, сама того не понимая, выткала ему судьбу.

Существует такой феномен как постгипнотическое внушение. Например, человеку в глубоком трансе внушается необходимость после пробуждения взять пачку "Camel" и разломать десять сигарет. Также дается установка на забывание того, что было в трансе. Когда человек просыпается, он вынужден подойти к столу и переломать десять сигарет. Мы-то понимаем, наблюдая со стороны, почему он это делает. Но если спросить его, зачем он разломал сигареты, вы поразитесь его фантастической изобретательности. Человек найдет уйму причин и аргументов. Он скажет, что ему захотелось, осенило наитие или это было мечтой всей его жизни — свести на нет содержимое сигаретной упаковки. А если ему объяснить, в чем дело, то человек вам просто не поверит. И только видеозапись сеанса убедит его в том, что имело место внушение. Когда он своими глазами это увидит, у него начнется истерический хохот. Потому что происходит катарсис. До человека вдруг доходит, что 90% его сознательного поведения обусловлено неосознаваемыми суггестивными установками. Человек поступает определенным образом, при этом выдумывая рациональные причины, объяснения, оправдания, не имеющие никакого отношения к подлинным мотивам. Это очень любопытный пример, который объясняет фундаментальные механизмы, управляющие нашим поведением, а значит, и нашей жизнью.

Например, в Советском Союзе внушили мысль, что богатство для человека неприлично, неэтично. В результате рождается подсознательная установка — мы хотим быть порядочными людьми, значит, богатство для нас недопустимо. В американском обществе другой идиотизм — уважаемыми являются только очень обеспеченные люди. Как следствие, у человека возникает ажиотаж в погоне за материальными благами исключительно для того, чтобы доказать свою состоятельность, добыть признание окружающих, ощутить их одобрение.

Автор наблюдал за кошкой, которая играла в саду со своими котятами. Пушистое создание сидело на траве, а потом запрыгнуло на дерево. Малыши, подражая своей маме, тут же вскарабкались на него. Чуть погодя кошачье семейство спустилось на землю. А спустя некоторое время кошка повторила свой маневр, котята вслед за ней. Когда же в сад пришла собака, мурлыкающая семейка легко и грациозно запрыгнула на дерево. Это замечательный пример развивающего подхода в воспитании.

Репрессивная педагогика говорит — подчиняйся, иначе тебе будет худо. В результате феномен поведения, управления собой и самодисциплины психологически связывается с принципом боли, наказания, осуждения, принуждения, давления и так далее. В вышеописанном примере кошка сама показывала образец поведения. Котята же, наблюдая и перенимая, научились делать то же самое. Эта первая метафора педагогики ненасилия очень важна.

Мы даже не представляем себе, насколько этот принцип фундаментален: мы не можем научить детей ничему, кроме того, чем сами являемся. Именно поэтому нам дана уникальная возможность вообще не воспитывать детей. В одной книжке я нашел рассказ о папе-писателе, у которого не было времени воспитывать своего сына. Он очень много работал. Иногда ночью семилетний ребенок вставал в туалет и когда он туда шел, то проходил мимо двери, из-за которой струился свет. Отец глубокой ночью трудился за своим письменным столом. Автор этого рассказа пишет: "Бог его знает, как мы воспитываем своих детей. Но я пишу о своем отце, и ничто меня не воспитывало так трудиться, как свет из его комнаты. Он со мной все эти годы практически не общался, у нас не было возможности серьезно поговорить, да и не было смысла в этом. Мне было достаточно и такого воспитания".

Только то, чем мы являемся сущностно, глубинно, подлинно, мы на самом деле и можем передать нашим детям. Причем передача эта, как я уже отмечал, осуществляется резонансно. Недаром говорят: "Усвоил с молоком матери".
На неком магическом незримом психополевом уровне родитель просто транслирует в малыша все свои программы — верования, убеждения, коды, которые рассматриваются им как нормальные, истинные, правильные. И нет никакой другой возможности чему-то другому научить детей. Может быть то, о чем сейчас идет речь, является ключом к воспитанию вообще. Я хочу обратить Ваше внимание на то, что на уровне слов мы все это знаем, но никогда в это до конца не верим, считая, что можно жить одной жизнью, а ребенку передать другие ценности, качественно иные образы поведения. Родители говорят, нам не повезло, зато мы сделаем счастливыми своих детей.
Но как, интересно, они собираются этого достичь, не желая принимать ответственность за то, чтобы самим, в первую очередь, быть счастливыми, благополучными, радостными?!
Чтобы научить здоровью, необходимо самому быть здоровым.
Чтобы взрастить хорошего ребенка, требуется быть хорошим родителем.

В гуманистической педагогике существует представление о миссиональности человека. Любой человек представляет собой откровение Бога миру. Все люди без исключения талантливы. Каждый человек есть семя. Семечко рождается для того, чтобы стать деревом. И для этого у него имеется все необходимое. Появляется на свет ребенок, и изначально в нем присутствуют те качества, которые требуются для выполнения его миссии, успешной жизнедеятельности, развертывания своих способностей, творчества и счастья. Человек рождается для счастья. Ибо счастье есть критерий удавшейся жизни. Ребенку придается ровно столько энергии и времени, сколько необходимо для того, чтобы он мог всесторонне реализоваться. Беда в том, что он попадает в агрессивную среду: семью, общество. Родители, не подозревая о наличии у малыша миссии, постоянно пристают к нему с какими-то требованиями. Ребенок вынужден сопротивляться, отстаивая себя, ему приходится тратить время и энергию на защиту от необоснованных претензий и притязаний. Отец говорит, что его сын должен расти так-то, мать гнет свою воспитательную линию. В результате энергии на счастье, на реализацию своей миссии становится меньше.

Малыши попадают в школу и сталкиваются с необходимостью сопротивления новым людям. Почему нельзя так, так и так? Ужас заключается в том, что родители и педагоги заодно. Ребенку просто некуда бежать. При нормальном развитии человек должен чувствовать себя всё моложе и моложе, а вовсе не тусклее и солиднее. Развитие по линии реализации своей миссии добавляет ему жизненных сил. Потому единственный способ сделать детей счастливыми — это успокоить родителей, приструнить педагогов. И наши дети станут здоровее, спокойнее, добрее.

Энергетика — очень важный аспект. Мы редко рассматриваем общение с энергетической точки зрения.
А. Ц. Гармаев говорил, что при зачатии человек получает 70% миссиональной энергии, во время беременности - 25%, а в процессе родов - всего 5%. Обратите внимание, какой фантастической значимостью обладает процесс зачатия и вынашивания. Они занимают 95% всех энергозапасов. Взрослые об этом не знают, и тратят свою энергетику на что угодно, только не на зарождающуюся жизнь. Жизнь пока еще незримую, но от этого не становящуюся менее значимой. Вместо того, чтобы обратить внимание на будущего ребенка, они расходуют силы на выяснение отношений, раздражения, обиды, страхи. В результате и у малыша отсутствует необходимый энергетический потенциал.

Когда мы хамим другому, мы разрушаем собственный организм. Потому что те психопептиды, которые выделяются при раздражении и злобе, просто отравляют нас. Таким образом, если мать не зарядила малыша энергией, то ему ничего не остается, как на злобу отвечать такой же деструктивной реакцией. В том случае, если мама немного больше заботилась о маленьком человеке, то ребенок, имея запас энергии, на негативные проявления извне отвечает терпением. Когда же родительница вкладывает в дитя еще больше сил, малыш отвечает прощением. Ну, а если мама по всем канонам эзотерической психологии воспитала своего кроху до рождения и звала его при зачатии, то ребенок на злобу отвечает любовью. Ибо у него много сил. Как ни странно, нравственность штука энергетическая. Вы, наверно, замечали, как люди оправдывают свое раздражение: "У меня нет сил себя контролировать!" Для того, чтобы быть нравственным, надо иметь запас сил. А мы, к сожалению, чаще всего рассеиваем нашу бесценную энергию совершенно бездумно и так же учим наших детей.

Всё, что мы говорим о детях, имеет самое непосредственное отношение к нам. Невозможно стать наставником, пока сам для себя не разрешишь свои мытарства, терзания и неудовлетворенности. Мы редко задумываемся над тем, что насилие направляется нами, прежде всего на самих себя, а уж затем — на других людей. Фактически всё, что мы называем "нашими проблемами" связано с той или иной формой агрессии по отношению к внутренней природе «Я». Вспомните, как часто мы мешаем себе жить. Например, самоосуждение — это голос "Родителя", вмонтированный в нашу психику, который привычно нами прокручивается как наше собственное мнение. Многие люди искренне верят в то, что этот дурацкий вещатель, вездесущий обвинитель является совестью, тогда как к ней он не имеет никакого отношения. Совесть же есть не осуждающий компонент психики, а суть нравственная интуиция. Человек, живущий согласно дарованной Вести (со-Весть), по ней поступающий, просто наитийно в любой жизненной ситуации понимает, как необходимо действовать в данных условиях. Он гармонично вписывается в общую картину мира, являясь востребованным фрагментом в мозаичном полотне жизни.

Любовь и ненасилие дают человеку большую силу и большее количество энергии для того, чтобы справляться с жизненными трудностями, достойно выходить из всевозможных тупиков, кризисов и застоев. Очень часто мы возвышенно-нежно растим своих детей, но при этом не учим их свободе. Здесь будет уместным сказать, что ненасилие — это лишь одна сторона воспитания, но есть еще и другая. Ребенок, высвобождающийся из репрессивных оков взрослых, приучается к ответственности. Он учится самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях, адекватно принимать всё то, что к нему приходит и, не ропща, справляться с этим.

На Востоке для мастеров высокого класса существовали особые испытания. Так в системе фехтования кендо два мастера брали мечи, садились напротив друг друга и зрели в глаза. И того, кто не выдерживал и вскакивал, судья признавал проигравшим. Считалось, что потерявший над собой контроль, уже заведомо проиграл.

Мы не в состоянии предоставить независимость ребенку потому, что сами боимся свободы. У взрослых сложилось убеждение, что свобода — это обязательно разгул стихии страстей. Мы никак не можем понять: независимый человек достаточно уравновешен и гармоничен. Будучи сам свободным, он признает ее за другими. Люди, преисполненные самостоятельности, воспитанные в атмосфере ответственности, очень серьезно взвешивают свои поступки. Они никогда не лезут на рожон и не ввязываются в идиотские ситуации. Ребенок, взращенный по гуманным канонам, становится не только более сильным, но приобретает органическую интуитивность. Малыш, пребывающий в атмосфере принуждения, постоянного давления, живет на сплошных стереотипах. Он не склонен пересматривать навязанные ему шаблоны и клише. И вот, когда приходит неожиданная ситуация, запрограммированный ребенок не в состоянии спланировать новый образ действия. Он не знает, как спроектировать модель поведения, адекватную данной ситуации. Дитя, растущее без приказов и ограничений, опирается на собственное разумение, творческое начало и интуитивный дар. Оно без труда ориентируется в конкретном событии именно таким образом, который будет наиболее эффективен и действенен.

Я провожу разницу между воспитанием в гармонии, свободе, силе и неуклюжими попытками создать чисто оранжерейные условия для ребенка. Ни о каком попустительстве и выпестывании речи не идет. Человек должен уметь отвечать за свои помыслы и поступки. Детей следует обучать искусству укоренения в собственном разуме и индивидуальных силах.

Я не подхожу к ребенку до тех пор, пока он не нуждается во мне. Я знаю, у него есть своя логика развития. Он имеет замечательный аппарат мозга, великолепное тело, которые успешно использует для того, чтобы ориентироваться в жизни. Малыш уже является человеком. В нем всё есть. И это всё на своем месте. Взрослые же проектируют незрелых детей, объясняя самим себе, что они еще не выросли, не сформировались, ничего не умеют. И если мы не "ваяем" идеалы по образу своему и подобию, в угоду своим прихотям и иллюзорным ожиданиям, а помогаем ребенку вырастать самому, генетическая программа, заложенная в нем, его естественная мудрость выводит малыша по жизненной стезе на тот уровень, который называется счастьем.

Человеческая жизнь может осуществляться двумя путями: стереотипным и спонтанным. Спонтанность — это творчество, неожиданность, соответствие ситуации. Следует оставлять за детьми право выбора той или иной модели поведения и помогать им осваивать новые алгоритмы реагирования в условиях изменившейся ситуации. Родители должны говорить не как надо, а как лучше в данном контексте. Управлять поведением малыша можно без насилия: физического или речевого.

Единственный способ сделать детей счастливыми — это посеять в них зерна независимости, подарить ощущение полной свободы. Независимый человек самостоятелен в своих суждениях, он совестлив в высшем смысле этого слова. Вольный поступает так, как он считает нужным, а не так, как ему пытаются диктовать. Свободный человек не может быть ни безголосым винтиком, ни пушечным мясом, ибо он непостижимо силен и непокорен. Источник творчества, а значит, жизни, счастья, здоровья сокрыт в свободе.

Мы сейчас начинаем понимать важность целостного мировосприятия, ощущения неразрывной связи всего со всем, взаимовлияния.
Человек представляет собой неделимую частицу мира. Несчастлив ты — бедствует весь мир. Если в тебе агрессия, то вокруг тебя будет беспокойное окружение. Ты исправился — изменилось всё. В каждом человеке заложено изначальное знание, природная мудрость. Поэтому первоочередная задача взрослых заключается не в оказывании давления, не в наказывании, а в выпалывании сорняков. Метафора садовничества одна из наиболее естественных для педагогики.

Мы не можем, если только нам не посчастливилось заниматься искусством бонсай, приказать дереву расти определенным образом. Мы также не в силах расти за него. Дерево из года в год растет по одному ему ведомой логике, тянется к небу так, как ему того угодно. Что мы можем предпринять, так это посодействовать удобрением, влагой, бережно подвязать, в случае если в этом возникла необходимость. Педагогика — то же взращивание. Это чистейшей воды садовничество. Я не представляю себе садовника, который, чтобы розы быстрее подросли, дергает их за нежные бутоны, дабы они были чуточку длиннее. К растениям мы относимся заботливо, зная, что у них своя ритмика развития, свои сроки созревания.
Но вот как только мы переходим к детям, автоматически включается другое отношение. Родители знают, в чем их чадо испытывает необходимость, при этом у ребенка о его нуждах, запросах, потребностях позабыли поинтересоваться. Взрослые, в своем большинстве, подразумевают под воспитанием вкладывание определенных коробочек в голову. А уж, что заложить, мы всегда найдем, благо в нас разнообразного хлама полным полно. Почему бы и не поделиться? Правда, процесс сваливания психологического мусора у взрослых именуется "научить жить".

Мы пытаемся, сами толком не разобравшись, установить отношения малыша с Богом. Мы предпринимаем неуклюжие попытки привить ему заботу о собственном здоровье. Мы пробуем объяснить ребенку феномен смерти, либо замалчиваем его. Мы берем на себя смелость, не обладая культурой сексуальных взаимоотношений, учить подростков азам эротики.

Получается любопытная картина: для того, чтобы поведать что-либо другому человеку, особенно подрастающему, рассказать так, чтобы он ощутил, что мы говорим правду, необходимо это пережить, прочувствовать лично. А значит, предлагая совет и помощь, мы должны, в первую очередь, разрешить свои собственные проблемы.

Каждый из нас сам должен стать Человеком в самом широком, глубоком, высоком смысле этого слова! Но тайна, загадка Бытия заключается в том, что мы им уже являемся. Правда, это озарение необходимо пережить.

У меня нет никакой модели правильной жизни. Я каждый день удивляюсь очередной глупости, которую сам же выкидываю. Но я настолько привык к этим глупостям, к этой спонтанной творческой активности, что уже перестал удивляться. Мне не ведомо "правильно" и "неправильно". И в этом есть определенная прелесть — так как я не знаю, как правильно, то не могу осуждать себя за неправильное. Может быть, кому-то я и кажусь взбалмошным, а кому-то покажусь дурным или нескромным, но мое мироощущение позволяет мне сказать: "Я — совершенный человек!"
Когда мы подходим к ребенку с таким настроением, и малыш видит, что у папы лицо сияет от счастья, он хочет быть похожим на своего отца.
У меня нет причин ныть, горевать, но это не значит, что у меня нет проблем. Ребенок заражается здоровьем оптимизма, он заражается этой "наглой" физиономией. В результате происходит очень интересная вещь - Вам становится интересно жить, а Ваш малыш постоянно приносит проблемы. Почему? Он знает, что у Вас нет готового, правильного или неправильного, образа жизни. А потому маленький человек поделится с Вами любым затруднением. И Вы уже не втихомолку, каждый в своем углу, будете мучиться с возникшими проблемами, а станете вместе, сообща, приложив к уму сердце, их встречать, разбирать и спокойно отпускать.

Освобождение от мусора привносит в жизнь восхитительную свободу. Свободу, которая предоставляет человеку твердые гарантии того, что он не просто выживет, а будет жить благополучно, хорошо, счастливо вне зависимости от того, куда забросит его судьба, какие жизненные уроки ему предложит.

Пересмотру должны подвергнуться все предрассудки и суеверия, связанные с насильственным стилем воспитания. А это весьма трудоемкое и кропотливое занятие. Репрессивное воспитание — признак болезни культуры, цивилизации, планеты в целом.

Читать далее

Сергей Пигарёв e-mail: astrabis@yandex.ru

Все статьи сайта

Наверх