Интегральное нейропрограммирование

Автор статьи Ковалёв Сергей Викторович
Статья сокращена за счёт мусорных слов и не несущих смысловой и информационной нагрузки предложений. Адаптирована для неспециалистов.

Нечто подобное предисловию

Рассказывают, что однажды одна не очень умная девочка поймала золотую рыбку. Которая (наверное, привычно вздохнув) предложила ей в качестве платы за свою свободу, выполнить любые три желания.
— Ладно, — сказала девочка. — Сделай мне длинный, как у аиста, нос…
Слегка вздрогнув от удивления, рыбка выполнила её пожелание.
— Хорошо, — пощупав свой клюв, сказала девочка. — Теперь сделай мне уши, как у слона. Ещё больше удивившись, рыбка исполнила и это желание.
— Очень хорошо, — молвила девочка, пощупав лопухи, в которые превратились её ушные раковины. — Наконец-то меня все будут бояться и уважать. Но лично для меня сделай еще одно: толстую жирную попу…
Уже почти ничего не соображающая рыбка выполнила и это пожелание. И, отпущенная, поплыла восвояси. Но, придя в сознательное состояние, решила выяснить: а что, собственно, произошло? И, вернувшись к девочке, молвила:
— Дорогая, а почему ты, например, не попросила ума, красоты и таланта?
— А что, можно было? — спросила девочка.

Отсмеялись? Тогда объясняю коротко: можно.

Можно просить и получать всё, что вам надобно. Но без золотых рыбок, а с помощью других работающих методов. Один из которых называется интегральным нейропрограммированием (ИНП) и способен охватить почти всё.

Направления работы с человеком

На первый взгляд, здесь всё просто. Потому что существуют только четыре направления работы с человеком.

  1. Психосоматические исцеления.
  2. Собственно психотерапия.
  3. Психологическое консультирование.
  4. Осуществление личного (личностного!) роста и развития.

Однако стоит только ввести во всё это исходный для интегрального нейропрограммирования принцип квартеричности (что всё может быть представлено в четырёх ипостасях, но притом эта «четвёрка» соответствует нижнему, среднему, вышесреднего и высокому уровню развития этого всего), как всё усложняется.

Например, в области психосоматических исцелений получается, что мы имеем дело не просто с различными по степени вмешательства в традиционную медицину вариантами «лечения словом». Скорее, с качественно отличающимися моделями психосоматики, которые созвучны тому, что Л. Досси окрестил «эрами медицины»: физиологической, психосоматической, квантовой и теологической (теософической).

Под физиологической подразумевается „традиционная“ медицина с её терапией и хирургией. Под психосоматической — все варианты лечения тела с применением ещё и психики. Под квантовым исцелением — все виды духовных практик, в результате которых происходит возвращение человека в здоровье. А под теологическим — все виды практической реализации весьма любопытной идеи: что при определённых условиях Создатель всегда придёт на помощь своему созданию…

В контексте ИНП получается следующее. На первом уровне работы с психосоматикой мы имеем дело только с психотерапевтическим сопровождением „традиционных“ методов лечения. На втором (необходимость в котором возникает тогда, когда «обычные» способы лечения не срабатывают…) — с собственно психосоматическими исцелениями, где „традиционная“ медицина уже только сопровождает процесс, более не являясь основной. На третьем (когда мы сталкиваемся с неизлечимыми заболеваниями) — с духовными исцелениями; когда за счёт вольного или невольного открытия человеком Высших Смыслов его Бытия, а также возникающего как закономерное следствие этого включения высших эшелонов регуляции Тела и Сознания (напрямую завязанных на Душу и Дух), происходит то, что мы привыкли называть чудом, якобы противоречащим законам природы (а на самом деле только тому, что мы знаем о законах природы…). Ну а на четвёртом — с реальными проявлениями Воли Всевышнего в отношении попросившего его о помощи существа (Сущности этого существа), которому просто рано умирать, ибо он не сделал того, зачем пришёл в этот мир…

Если воспользоваться моделью психики Р. Ассаджоли, то получается, что при первом уровне работы мы включаем только нижнее бессознательное, ориентированное на сохранение и воспроизведение жизни. На втором — ещё и бессознательное среднее, «заведующее» жизнью социальной. На третьем уровне подключается ещё и высшее бессознательное, являющееся обителью Души. А на четвёртом — Высшее или истинное Я человека — присущий каждому из нас осколок голограммы Бога.

модель психики Р. Ассаджоли
  1. Низшее бессознательное
  2. Среднее бессознательное
  3. Высшее бессознательное или сверхсознательное
  4. Поле сознания
  5. Сознательное «я»
  6. Высшее Я
  7. Коллективное бессознательное

Не всё так просто и с психотерапией. На первом своём уровне она предстаёт в виде психокоррекции симптомов. На втором — превращается в психотерапию в традиционном смысле этого слова: как лечению причин различных отклонений. На третьем происходит квантовый скачок, когда мы резко меняем вектор нашей работы, переходя к разобусловливанию человека: от базовых мета-карт, мега-программ и супер-сценариев (эпитеты превосходства я использую, чтобы подчеркнуть, что здесь мы работаем с Основой Основ: главными причинами несвободы человека и заданности его жизни…). Ну а на четвёртом занимаемся развитием его Высшего Потенциала (как Сущности и Космического Существа), что возможно только после разобусловливания (правда, оное может произойти не только посредством психотерапии, но и за счёт так называемой экзистенциальной ситуации: обычно у смерти на краю…).

С психологическим консультированием в интегральном нейропрограммировании проще. Потому что на любом из его уровней: консультирования проблем (первый) и целей (второй) жизни, тактики (третий) и стратегии (четвёртый) жизнедеятельности, мы не даём советов («На вашем месте я бы…»), что, к сожалению, стало сутью психологического консультирования, осуществляемого ныне бог знает кем… В ИНП мы расширяем и/или видоизменяем некие «карты», с использованием которых человек пытается решить свою проблему или достичь цель. Карты, которые могут быть изначально недостоверными (попробуйте с картой Санкт-Петербурга найти что-нибудь в Москве!). Устаревшими (нормально ли будет в Москве-2013 пользоваться её картой 1913 года?). И просто неполными, не включающими в себя тот «регион», где находится решение.

И последнее здесь. Личный (а не только личностный) рост и развитие. Где тоже всё не просто. Ибо ответьте мне, а кого, собственно, мы развиваем? Вас? А какого? Ведь согласно ИНП, в человеке существуют четыре так называемых Первых Я, включающихся по мере вашего развития (неких организующих центров, которые вместе работать не могут, а только лишь по отдельности, да и то если пришло их время…).

  1. Эго — наша ложная самоидентификация, продуцирующая только чувство собственной важности.
  2. Личина — набор ролей, масок и амплуа, под которым наше Эго прячет своё гнилое естество, дабы «взаимодействовать и воздействовать».
  3. Индивидуальность — подлинное наше личное своеобразие, которое — если повезло — таки вырастает на навозе Эго и пробивается к солнцу через асфальт Личины.
  4. И собственно Личность — более ничем не обусловленное и подлинно свободное в выполнении своего Предназначения подлинное наше Я.

Неуспехи в личном росте и развитии связаны с тем, что люди, им занимающиеся, выделяют только две полярные (противоположные) инстанции. Эго, от которого нужно избавиться. И Душу, которую бог весть как следует обрести. Забывая при этом два момента: мы пришли в этот мир не только для того, чтобы сразу, «шагнуть» из Эго в Душу, но ещё и что-то здесь сделать. И в том числе пройти все выделенные и созданные в данной реальности ступени развития человека. Ведь даже квантовый скачок от Эго сразу к Душе (а такое действительно бывает) является переходом от жизни Здесь к жизни Там. Притом, что земная жизнь ещё не закончена, а намеченные дела не выполнены. В свете чего подобный скачок в большинстве случаев является дезертирством. Тем более, что многие, уходя от Эго сразу к Душе, ищут в том не Путь, а убежище от превратностей мира. В связи с чем, вряд ли они могут стать Просветлёнными (надеюсь, вы знаете, что стоит за этим словом)…

Поэтому в интегральном нейропрограммировании всё начинается с развития Эго.
Мы делаем его или сильным, ежели оно исходно слабое, или адекватным, если оно „раздутое“.
Далее, как это ни странно, пестуем Личину с её ролями, масками и амплуа, ибо в противном случае жизнь в социальном мире просто не состоится.
Затем тщательным и последовательным разобусловливанием освобождаем в человеке его уникальную Индивидуальность.
А после просто даём проявиться его Личности, от которой всего шаг до Сущности и Просветления.
Ибо Сущность наша, пройдя все классы и университеты земной жизни, более не нуждается ни в каких Первых Я, кроме одного: Высшего.

Стадии человеческой жизни

Наверное, вы задумывались о том, почему мы живём по-разному. Как обитатели одного высотного дома.

Отчего живущие внизу нюхают помойки, а обитающие в пентхаусе наслаждаются пейзажами и свежим воздухом… Так вот, если, отбросив привычное «потому что воры!» или, что интереснее, копнуть в том числе и в этом направлении (почему одни смогли, а другие нет?), получится, что при прочих равных, те, кто преуспел, отличаются повышенной выживаемостью. Что в интегральном нейропрограммировании получило своё выражение в концепции витальности (жизнеспособности), обобщённой способности к жизнедеятельности как таковой.

Используемая для иллюстрации формула этой витальности проста: V=I/E.
Здесь: V — собственно витальность некой системы;
I — информация, ею используемая;
E — энергия, которую тратит эта система на своё содержание.

Потому что любому читателю ясно, что, например, витальность на дороге у опытного водителя выше, чем у „чайника“. Ибо первый «ведёт» ПЯТЬ машин: свою, две сбоку и ещё по одной спереди и сзади. Тогда как второй только собственную, да ещё и с трудом. Это — пример для «I» (информации), где работает принцип «чем больше ты её осознаёшь (не просто знаешь, а именно осознаёшь), тем лучше для тебя» (осознание должно быть бессознательным, а то сработает «эффект сороконожки», каковая, после попытки сознательно ответить на вопрос «Какой ногой ты ходишь первой?» просто разучилась ходить).

Теперь о «Е», или энергии. Здесь можно продолжить «дорожный» пример. При прочих равных, более экономичная машина, управляемая умеющим ездить в экономном режиме водителем, будет более витальна, чем неэкономичная в руках неэкономного. Ибо сможет уехать дальше и сохранится в лучшем виде дольше…

У каждого из нас есть две стратегии увеличения витальности. 1 — повышение количества и качества используемой информации и 2 — понижение энергозатрат на поддержание себя в необходимой форме. Первую обычно выбирают люди «К» (идущие к чему-то хорошему). А вторую — люди «ОТ» (уходящие от плохого). Однако странно-односторонний выбор «витальности для» работы либо с информацией, либо с энергией (и «К» и «ОТ») определяется не только психологическими причинами, но и уровнем вашей экзистенции.

Экзистенция — (существование, лат. exsistentia, от глагола ex-sisto, ex-sistere — показываться, обнаруживать себя, существовать, возникать, становиться, делаться) — философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия.

Считалось, что у человека есть два варианта прожития собственной жизни, которые можно назвать так: социализационный и самоактулизационный (в первом вы служите в основном обществу, а во втором — себе). Причём варианты эти даже противопоставлялись друг другу как несовместимые! Так, психоаналитик Ж. Лакан сформулировал дилемму «Кошелёк или жизнь?» И разъяснил, что ежели вы выбираете кошелёк — благо, даруемое обществом (которому нужно служить и перед которым — выслуживаться), не надейтесь на свободную и радостную жизнь. Если выберете свободную и радостную жизнь, про «кошелёк» можете забыть. Так что, служа кошельку якобы ради жизни (и даже став олигархом), вы всё равно останетесь рабом своих денег, которые продолжите (зачем?) получать и зарабатывать. Ценою своей не очень-то удавшейся в плане подлинного счастья и истинного самовыражения жизни.

В интегральном нейропрограммировании я поставил всё это не вместе, а одно за другим. То есть предположил, что только некая условно первая половина жизнедеятельности человека должна быть посвящена «социальному служению»(по обобщённым данным где-то до 42 лет). Потому что вторая её половина задумывалась Высшими силами как самоактуализация.

Но об этом не желают сообщать. Человек, покончивший с «социальными иллюзиями», и начавший задумываться о смыслах своей экзистенции (т.е. не только тупо делать, но и думать: «осмысливать бытие»), как-то незаметно даже для самого себя, вступает в некую конфронтацию с обществом. Нет, он не пополняет ряды «бунтарей», но от социума отходит. Становясь аутсайдером (стоящим в стороне, а не отстающим, как это принято у нас считать). Он понимает, что предложенная нынешним обществом модель успеха в виде материального благополучия, статуса, власти и чувственных удовольствий просто убога. И либо прекращается по достижении достаточного уровня всего вышеописанного («истинно счастливым является человек, который осознает, что всё, что у него есть, это и есть всё, что ему надо» — примерно так говаривал Л.Н. Толстой), либо превращается в манию (и зависимость). А столь желанные на первой стадии жизни ЦЕЛИ (пресловутые здоровье, взаимоотношения, любовь, секс, работа и материальные блага) оказываются всего-навсего СРЕДСТВАМИ. Для счастливой, радостной и, главное, полной вновь открытых смыслов бытия.

«Социальная» половина жизни связана с повышением собственной витальности за счёт совершенствования своих программ и/или «экономии» энергии. Тогда как «экзистенциальная» её часть — с квантовыми скачками информированности посредством обновления карт.

V = (всеобъемлемость карт реальности) х (уровень программ, их реализующих)

Получается, что первую половину жизни мы посвящаем эффективности и обусловливающим её программам. И на том заканчиваем, даже не пытаясь дожить до счастливости. Каковая задаётся уже другим: позитивной истинностью наших карт реальности: себя, других, Мира и Бога. Связь здесь проста: если вы имеете прекрасный автомобиль и хорошие навыки вождения (программы), но считаете себя невезучим, других «козлами», мир опасным местом, а Бога чудаком на букву «М», далеко вы не уедете. Потому что качество ваших карт не позволит их использовать. Так что дело тут не только в количестве, но и в качестве. В том числе — и в аспекте количественности первой половины жизни и качественности — второй… Где просто обязан произойти переход количества в качество. Но, из-за низкого качества накопленного количества, не происходит.

Почему? В этой жизни нельзя оставаться неизменным, даже обретя все блага мира. Ибо в этом случае вы всё равно сделали только два шага к блаженству. А шагов этих четыре, которые нужно пройти и завершить, дабы больше не возвращаться на данный план реальности.

В основе концепции стадий жизни (уровня развития) лежит идея о том, что лучше всего их можно представить в виде некоторых четырёх, последовательно сменяющих друг друга (если сменяющих…).
Почему? Да потому, что так называемая четвертица (или квартерность) — понятие, которое ввёл К. Юнг, — лучше описывает любой процесс или явление, чем триада. Ибо включает четвёртый элемент, который завершает или объединяет первые три (по принципу 3+1 равно целостной и равновесной структуре).
Кстати, четвертым элементом для «триады: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух» Юнг считал Богоматерь (что вполне логично). Поэтому три стадии жизни, каковые используют в современной психологии (досоциальная, социальная и постсоциальная) мною дополнены стадией надсоциальной.
У каждой из этих стадий есть Главная Задача.

Задачи стадий жизни

  1. Адаптация
  2. Социализация
  3. Экзистенциализация
  4. Трансперсонализация

На досоциальной стадии надлежит осуществить адаптацию к жизнедеятельности.
На социальной — социализироваться (найти своё место в обществе) до устраивающего вас (а не некоего усреднённого) уровня, приобретя желаемый набор жизненных благ. Считается, что успешное прохождение данных стадий и есть практическая реализация лозунга «Жизнь удалась!». Но это глупости, потому что пока — даже будучи хорошо социализированным — вы просто всё ещё выживали.
Жизнь как таковая, во всей её красоте и блеске, радости и счастье, вдохновении и смыслах — начинается у нас только на постсоциальной стадии/уровне (не случайно почтальон Печкин утверждал, что он только жить начинает, потому что на пенсию вышел). Ибо только здесь происходит то, что можно назвать экзистенциализацией: превращение жизни из обыденной «тягомотины» во вдохновляющий вас процесс. А заодно — в факт Вселенского масштаба (ибо только здесь вы и творите так же легко, как дышите).

Далее, на самой счастливой стадии осуществления экзистенции возникает чёткое понимание того, что настало время идти дальше. На четвёртую стадию, которая посвящена нашей трансперсонализации: мучительно-прекрасному узнаванию и освоению того, что ждёт нас Там, на Другой Стороне Бытия. В следующей нашей жизни, которая обязательно будет.

Ведущие тендеции стадий человеческой жизни

  1. Стадия адаптации — царство самоутверждения.
  2. Социализация — область самовыражения.
  3. Экзистенциализация сопровождается спонтанным самоосуществлением.
  4. А трансперсональная — единственно только! — дарит возможности самораспространения: выходы за пределы себя и своей реальности.

С точки зрения типологии Юнга (сенсорный, логичный, чувственный и интуитивный типы), на первой стадии жизнедеятельности мы должны ощутить нашу жизнь.
На второй — её осмыслить.
На третьей — эмоционально-чувственно принять.
А на четвёртой — интуитивно осознать, дабы потом идти дальше…

В индусской концепции жизни первую её стадию в нашей трактовке можно связать с Камой (чувственными удовольствиями). Вторую — с Артхой (обеспечением себе на жизнь). Третью — с Дхармой (нахождением смысла жизни). И четвёртую — с Мокшей (обретением космического сознания).

«Регуляторами» нашего поведения и деятельности на разных стадиях жизни выступают разные вещи.
Суетные эмоции и желания — на первой.
Более «близкие к истине» потребности и мотивы — на второй.
Подлинные ценности и верования — на третьей.
И истинный Смысл жизни — на четвёртой.

Мотивация жизни человека

На досоциальной стадии мы внешне мотивируемся статусом. На социальной — деньгами и матблагами. На постсоциальной нам интересны человеческие взаимоотношения. А на надсоциальной — уникальность всего и всевластие открывающихся возможностей.

  1. Статус
  2. Деньги
  3. Взаимоотношения
  4. Уникальность и возможности

Что может быть представлено и с точки зрения трёх моцивационных факторов Д. Макклелланда, дополненных четвёртым, их объединяющим.

  1. Потребность во власти
  2. Потребность в достижении
  3. Потребность в аффилиации (быть с другими)
  4. Потребность в творчестве

Моральные регуляторы

На первой стадии «работает» примитивная эгоистическая «совесть», которая контролирует ваше пребывание в некой группе (бандитов, чиновников и т.п.), перед которыми вам совестно, что вы, будучи ими, в чём-то не такие как они (но только потому, что это, так сказать, чревато…): машина похуже, денег пожиже и т.п.
На второй — конвенциональная мораль из серии «Ты мне — я тебе».
На третьей — нравственность, предполагающая равенство другого тебе и вашу обоюдную ответственность за это равенство.
На четвёртом — духовность, опирающаяся на нашу личную ответственность перед Создателем и благодарность ему за всё («благодарю тебя за то, что я есть то, что я есть…»).

И это не случайно. Ибо на первых двух стадиях главными рабочими «инстанциями» (действующими на бессознательном уровне) являются Тело и Ум. На третьей и четвёртой должны проснуться присущие каждому из нас, но не у каждого «просыпающиеся» Душа и Дух, без раскрытия и познания которых мы никогда не завершим ЭТОТ жизненный цикл. Душа требует нравственности, а Дух — духовности.

С точки зрения стиля жизни, первая стадия жизнедеятельности обычно протекает в режиме аскетичного самоограничения (проматывание всего и вся на ней трудно признать экологичным).
На второй стадии самоограничение сменится сознательной деятельностью и «необходимым самосовершенствованием».
На третьей стадии вы входите в состояние приятнейшего гедонизма с активным или нет, но пользованием мира.
А на четвёртой, подустав от суеты, занимаетесь созерцанием и познанием Вселенной, частным случаем которой является наша Земля.

Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή — «наслаждение», «удовольствие») — этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.

Даже в отношении к деньгам будет наглядно проявляться стадия жизни, которой он достиг (или на которой — застрял)… На первой на финансовые вызовы вы будете реагировать минимизацией затрат. На второй — максимизацией доходов. На третьей — опять-таки максимизацией, но уже полезности (по закону Парето 20% дел приносят 80% дохода — вот ими вы и будете заниматься). А на четвёртом вашей стратегией станет минимизация усилий, ибо деньги, действительно необходимые вам, будут приходить сами.

Стратегии материального благополучия на разных стадиях жизни.

  1. Минимизация затрат
  2. Максимизация доходов
  3. Максимизация полезности
  4. Минимизация усилий

Уровни психотерапии

Уровни психотерапии

Инструментальная психотерапия осуществляется с использованием простых техник и их последовательностей (так называемых модулей). К последним, например, относится модуль Общий или Базовый, который за 20 часов психотерапевтической работы позволяет вытащить клиента из его проблем и направить к значимым целям по примерно 7-10 (Практик) или 12-15 (Мастер) направлениям!

Психотерапия интенционального уровня осуществляется уже за счет психотехнологий: сочетания этих техник. На этом уровне возрастает сложность работы, но увеличивается её эффективность.

Интенциона́льность (от лат. intentio — стремление, намерение) — понятие в философии, означающее свойство человеческого сознания:
быть направленным на некоторый предмет;
первичная смыслообразующая устремлённость сознания к миру; акт придания смысла (значения) предмету.

Психотерапия экзистенциального (смыслового) уровня делается с использованием трёхмерных моделей, где число вариантов велико. Например, в одной из моделей — «Гимнастический зал в джунглях» Р. Дилтса используются три позиции восприятия (я, он, наблюдатель), три временных позиции (прошлое, настоящее, будущее) и девять нейро-логических уровней (окружение, поведение, способности, намерения, ценности, убеждения, идентичность, миссия и смысл).

Что касается трансцендентного уровня психотерапии, то здесь остаётся только отдать честь величественным четырёхмерным паттернам (паттерн — узор или рисунок, схема-образ). Их не то чтобы представить или описать, но даже и вообразить-то сложно.

Уровни психотерапии

Посредством техник мы работаем над проблемами; психотехнологии используются для достижения целей; модели применяются для определения (и осуществления) направлений жизни; а паттерны открывают человеку новые пространства бытия

Объекты уровней психотерапии:

  1. Проблемы
  2. Цели
  3. Направления
  4. Пространства

Методы интегрального нейропрограммирования.

Инструментальный уровень психотерапии

Инструментальный уровень психотерапии работает с проблемами адаптации. Он представлен в ИНП моделью, которую именуют «Мерседес-SК» (за сходство с эмблемой известной автомобильной марки).

Проблемы этого уровня относятся к одной из пяти категорий.
Окружение («Меня достали!» или «Меня достало!»).
Состояние («Мне плохо!»).
Поведение («Я не хочу» или «У меня не получается»).
Убеждения («Я не верю», хотя иногда помягче «Я не понимаю»).
И Образы Самого Себя («Я какой-то не такой!»).

 

Интенциональный уровень описывается моделью: «Звезда благополучия».

Интенциональный уровень психотерапии

Модель отражает цели социализации. Ибо вы будете хорошо вписаны в общество не тогда, когда станете владеть квартирой, дачей, машиной и прочей материальной дребеденью (которое, на самом деле, владеет вами). А только когда будете иметь здоровье, взаимоотношения, любовь и секс, работу и материальное благополучие (разумеется, вас устраивающие — но помните, что бедный не тот, у кого мало, а тот, кому мало…). Иначе вы либо не приобретёте всё вещественное, либо не сможете им толком распорядиться и насладиться.

Экзистенциально-смысловой уровень предстаёт более сложной моделью — «Знак качества» (был такой в советские годы). Он отражает направления бытия.

Экзистенциально-смысловой уровень психотерапии

Эти модели экзистенции трудно кратко описать.

  1. Цикл бытия — модель, которая описывает и жизнь человека, и отдельные её этапы, и состоит из следующих пяти категорий (снизу — вверх)
  2. Русская матрёшка SК позволяет взглянуть на любую «единицу» или направление экзистенции с точки зрения уже других элементов анализа (сверху — вниз)
  3. Нейро-логические уровни дают возможность проанализировать и изменить наше бытие по девяти его (бытия) уровням (снизу-вверх)
  4. Модель ТОТЕМ позволяет анализировать уже не только будущие, но и прошлые незавершённые этапы нашей жизни с позиции следующих более или менее чётко определённых вопросов.
  5. «Результат» предполагает уже конкретизацию всего вышеописанного в виде чёткой структуры направлений жизнедеятельности в двух вариантах исполнения: простом и сложном, из которых я приведу только один — простой.

Модель «четвёртого измерения» интегрального нейропрограммирования «по отдельности» проста, а содержание её — сложно. Называется она «Круг Просветления» и отражает реальности трансперсонализации.

Просветление — Предельное Осознание Недвойственного Мира (соединившегося в одно целое во всех своих противоположностях) и есть Главная и Абсолютная Цель всей человеческой жизни. Ибо только обретя Просветление, вы вернёте себе истинного себя. И просто вернётесь Домой. В квантовый мир Нирванического Бессмертия.

В модели «Круг Просветления» я использовал концепцию пяти причин непросветлённости Кена Уилбера.

Кен, опираясь на проводимые в течение всей своей жизни исследования, выделил пять наиболее распространённых видов деятельности, которые, согласно разным духовным традициям, служат корневой причиной страдания и неведения в отношении Реальности. Однако каждая традиция акцентирует внимание на одном основном виде деятельности по созданию непросветлённого состояния.
В своей совокупности виды деятельности и соответствующие традиции таковы:

Я подобрал иные, чем у Кена Уилбера названия. Потому что объяснить то, что за ними стоит очень сложно.

Принятие без концептуализации позволяет прекратить ненужное обдумывание реалий мира с их отнесением (созданием ярлыков) к правильным-неправильным, хорошим-плохим и т.д.

Устранение разделения на субъекта (например, вас) и объект дарит возможности воссоединения всего и вся в космической близости.

Жизнь «Здесь и Теперь» даёт нам радость бытия и осознавание того, что Нирвана и Сансара суть одно и то же, и мы уже все Просветлены, но только не знаем об этом.

Ориентация на единое «Я» (Бога) устраняет раздробленность на мелкие «Я» и воссоединяет нас внутри и вне с пониманием того, что через миллиарды глаз на этот мир смотрит только одно «Я»: Его — Всевышнего или Абсолюта.

Ну а тотальная любовь — абсолютное принятие того, что всё во Вселенной построено на этом всепоглощающем чувстве, ибо Бог есть Любовь.

А теперь внимание: примерно 85% наших клиентов — это люди, для которых нужна не вся эта «экзистенция» с «трансцеденцией», а решение проблем адаптации (инструментальный уровень психотерапии) и достижение целей социализации (уровень интенциональный). Ибо только после них вы можете претендовать на «квантовый скачок»: сначала в экзистенциализацию, а потом и в трансперсонализацию.

Коды нейропрограммирования

Главным режиссёром нашей жизни является не претендующее на эту роль Сознание, а стоящее за кулисами (во время спектакля) или устроившееся за режиссёрским пультом (при его подготовке) Бессознательное. После опытов нашего И. Смирнова и «ихнего» К. Либбета, доказавших, что именно бессознательное, за 0,5 сек. до включения сознания, принимает все жизнеопределяющие решения (которые потом долго и лживо объясняет и обосновывает сознание), даже психологам (!) кое-что стало понятно. Например, то, что сознание суть именно «со-знание» (совместное знание). То есть нечто, что позволяет договариваться с другими, объясняя им мотивировки своих действий. При этом подлинные их (действий) мотивы лежат глубоко в бессознательном. Слова, цифры и графики — языковая среда человеческого Сознания и не является языком Бессознательного! И почти не работает при взаимодействии с оным.

За всю историю человечества профессиональные «душелюбы» и «людоведы» использовали только четыре основных «языка» бессознательного, у нас именуемого «кодами».

  1. Неврологический
  2. Психосемантический
  3. Пространственный
  4. Символический

Первый — неврологический стали использовать в шестидесятых годах прошлого века. Когда в НЛП (нейролингвистическом программировании) было объявлено, что содержание любого человеческого опыта может быть сведено к четырём модальностям (визуальной, аудиальной, кинестетической и дискретной она же дигитальная) и лежащим в их основе субмодальностям (например, тускло-ярко, тихо-громко, твёрдо-мягко, чётко-аморфно и т.п.). То есть всё, что с вами происходит, вы видите (V: но вовне VE и внутри Vi: external и internal), слышите (АE и Аi), ощущаете (КE и Кi). И как-то обрабатываете, усваивая и создавая схемы и структуры (ДE и Дi). Изменяя этот VAKD — структуру опыта человека — можно изменять и содержание этого опыта. Например, если сделать большую и тёмную «картинку» вашего опыта поражения или неудачи маленькой и светлой (т.е. поменять структуру его кодировок), может произойти позитивное изменение и содержания этого опыта. Из неудачи он превратится в урок и обратную связь.

Суть не в содержании опыта, а в значении, которое вы ему приписываете. Ибо опыт — это не то, что с вами было, а то, что вы сделали с тем, что с вами было. То есть то, как вы его осмыслили и оценили.

Сущность психосемантической работы можно объяснить так. Ни одно явление вашей жизни — даже вроде бы заведомо плохое — не является исключительно таковым. Ибо у всего всегда есть другая сторона, которую мы обычно не замечаем. Например, увольнение — это не только потеря работы, но ещё и возможность наконец-то обрести дело, для которого рождён. Болезнь — не только угроза здоровью, но и повод пересмотреть свою жизнь.

Третий код бессознательного я назвал пространственным.
Согласно теории социальной панорамы (автор — Лукас А. Деркс), каждый из нас находится в центре (правда, не всегда) своеобразной модели своих социальных взаимодействий и их объектов, которые его бессознательное закодировало как проекции в социальной панораме. Т.е. на самом деле все люди (и не только), с которыми мы вступаем во взаимоотношения, находятся не «где-то там», а вокруг нас, но в виде своих проекций. И именно с этими проекциями (а не живыми людьми) мы и взаимодействуем. А это значит, что для улучшения плохих отношений без присутствия другого человека (работая только с его визуальной проекцией), достаточно, во-первых, изменить образ этой проекции (например, уменьшить «проекционную репрезентацию» подавляющего вас авторитета). Или — во-вторых — передвинуть его в другую зону социальной панорамы (например, «задвинув» проекцию бросившего вас мужчины в область, которую ваше бессознательное закодировало для сохранения тех, к кому вы давно равнодушны…).

То, что мы делаем в интегральном нейропрограммировании с использованием пространственного кода, намного сложнее вышеприведённого. Однако это не будет описано. Потому что, исследуя динамический аспект пространственного кода, я обнаружил, что с его помощью можно влиять на внешнюю реальность и управлять ходом событий. Что, как говорится, чревато. Особенно в неумелом исполнении, ибо «спички детям не игрушки».

Четвёртый код хорошо представлен в психологии и психотерапии.
Символ — знак (обобщённый образ), применяемый для отображения какого-то предмета, качества объекта, а также понятий, идей и явлений. Это, во-первых, наиболее изученный язык бессознательного, позволяющий не только с ним общаться, но и восходить на его высшие этажи (и опускаться в тёмные глубины). Во-вторых, язык этот универсальный. Ибо значение символов примерно на 80% совпадает у всех живущих на Земле людей. А, в-третьих, при определённых условиях символы позволяют входить в Коллективное Бессознательное. Этакий Космический Интернет, к которому подключены далеко не все…

В интегральном нейропрограммировании я стал использовать все четыре кода одновременно. Это позволило, во-первых, легко извлекать даже самый неосознаваемый проблемный материал. А во-вторых, ловко его преобразовывать в разумное, доброе, вечное.

Например, у вас регулярно стало возникать непонятное беспокойство по поводу окружающей действительности, каковое вы всуе назвали «тревогой». Хотите, чтобы оно вас, как минимум, меньше мучило? Тогда определите, где именно вы чувствуете это беспокойство, и «репрезентируйте» его по схеме: место — размер — форма — цвет — консистенция (нейрологический код). Предположим, получилось, что тревога на этом уровне закодирована в вашей груди в виде чёрного колючего шара размером с детский мяч, но из плотной резины. Что ж, у вас точно есть проблемы. Потому что грудь — это область размещения эмоциональных проблем. Чёрный — цвет негативизма и страха (которые колют вас со всей своей дури…). Размер говорит, что это уже серьёзно (в груди осталось мало незатронутого места). А плотность — что не легко это удастся убрать (если бы это был, например, газ, его можно было бы просто выпустить, проделав воображаемую «дырочку»).

Что можно сделать?

  1. Перекрасьте всё это в другой цвет (например, если хотите покоя, то в синий, но не слишком тёмный).
  2. Попросите убрать колючки или осторожно состригите их (хотя после «перекрашивания» они могли убраться сами).
  3. Поэкспериментируйте с размерами (может, этот шар удастся уменьшить?) и формой (или/и «уплощить»?).
  4. Попробуйте изменить консистенцию (а эту резину нельзя преобразовывать во что-то менее плотное?).

Не утверждаю, что у вас получится убрать всё это до конца. Однако облегчение гарантирую.
Хотите большего? Тогда определите, где в окружающем вас пространстве находится неизвестный вам Хозяин вашего шарика (его визуальная проекция). Воссоздайте его образ по известной вам схеме (место определили, теперь дело за размером, формой, цветом и консистенцией). И преобразуйте его в символ, идя от «На что это похоже?» к «Кто ты на самом деле?»

Примите то, с чем вы работаете, как часть себя. Скажите, что вы больше не будете её отторгать. Поклонитесь этой части (её образу) в знак признания и примирения: не просто слегка, а от души. И, подняв глаза, убедитесь, что перед вами находится уже нечто совсем другое — более полезное и приятное. Которое теперь можно (и нужно!) заново принять в себя.

Хотите ещё большего? Тогда, не торопясь возвращать, поговорите с данной частью: так, как мы разговариваем с воображаемыми собеседниками, ведя с ними диалоги. Спросите, чего она хочет? И если то, что вы услышите, не слишком приятно, задайте следующий вопрос: а зачем это ей надо? Узнав истинную причину, которая чаще всего выражает какой-то ВАМИ не пройденный урок, не понятую ситуацию или непринятый аспект бытия, согласитесь с тем, что это нужно завершить и закончить. И спросите эту часть себя: «Как?». Что для этого надо сделать (вам и ей)? И что довнести (в вас, в неё и в ваши отношения)? А узнав, сделайте и довнесите. Первое — в воображении, иногда даже переиграв поражение на победу. А второе, тоже в «виртуале», но, например, за счёт света: цветом, выражающим искомое. Синего спокойствия. Голубой безмятежности. Зелёной уверенности в себе. Жёлтого оптимизма. Оранжевого жизнелюбия. Красной воли. И нежно-сиреневого идеализма. Закончив и восхитившись трансформацией, не забудьте всё это внести в себя любимого…

Теперь о том, нужна ли вам вообще психотерапия в рамках интегрального нейропрограммирования. И если да, то какая и насколько.

Здесь всё очень просто.

I. На досоциальной стадии жизни, нормально адаптированный к миру человек должен быть эффективен и, если и не счастлив, то доволен в своих:

Признаками незавершённой адаптации выступает здесь обратное — постоянные жалобы себе и другим по темам:

Посему попробуйте себе честно ответить на следующие вопросы:

Ответы «нет» по любому из пунктов свидетельствуют о том, что что-то в вашей адаптации осталось незавершённым…

II. Социальная стадия (модель «Звезда благополучия») символизирует не просто пять важнейших направлений нашей социализации, но и необходимость их баланса. Потому что ни на одном из её «лучей» нельзя, как на фундаменте, построить величественное здание своей подлинной социализации — упадёт. Например, лечившиеся у меня олигархи и «олигархёнки», обращались к психотерапии именно потому, что обладание несметными деньгами со временем, а иногда и сразу, оборачивалось для них надоевшей работой, испорченными отношениями, потерянной или так и не обретённой любовью, посредственным сексом и растраченным в «боях и пьянках» здоровьем. Поэтому честно ответьте на следующие вопросы.

Насколько (по 10-балльной системе) устраивает меня:

  1. моё здоровье в целом и по отдельности:
  2. мои взаимоотношения
  3. моя любовь (её присутствие в моей жизни)
  4. моя работа
  5. моё материальное благополучие

Теперь в целом (средний балл) и по отдельности оцените результаты своей социализации, отнеся себя к одной из нижеперечисленных категорий.

Благополучники «Принцы»10
Крепкие благополучники9
Хрупкие благополучники8
Середняки Крепкие середняки7
Средние середняки6
Еле-еле середняки5
Неблагополучники Относительные неблагополучники4
Полные неблагополучники3
«Лягушки»0-2

Постсоциальной стадии жизни самостоятельно достигают „худо-бедно“ 5-10% населения мира (кстати, вовсе не самые богатые, а даже и наоборот), сия «прелесть» описывается у нас пятью моделями. Здесь я приведу только одну — «Цикл бытия», где вам нужно ответить на следующие вопросы.

  1. Коррекция наличествующей жизнедеятельности
    • Что мне ещё стоит иметь? А что уже не надо?
    • Что мне стоит сделать и делать? А что уже не стоит?
    • Что мне стоит узнать и познать? А что уже не нужно знать?
    • С кем мне ещё стоит вступить во взаимоотношения? А с кем не стоит?
    • Кем мне ещё стоит стать и быть? А кем больше быть не стоит?
  2. Планирование будущей жизни
    • Что я действительно хочу иметь в будущем? А что не хочу?
    • Что я хочу делать? А что нет?
    • Что я хочу узнать и познать? А что уже не хочу?
    • С кем я хочу быть во взаимоотношениях? А с кем уже не хочу?
    • Кем я хочу быть? А кем уже не хочу?

Ответы на эти вопросы дадут вам много интересного в плане планирования своей жизни, а то и просто её перевернут. Но ведь и это ещё не всё, потому что есть и четвёртая стадия жизни — надсоциальная. Доступная, увы, только избранным. Однако и вы вполне даже можете к ним приблизиться, если

Источник: psy-in.ru.

Сергей Пигарёв e-mail: astrabis@yandex.ru

Все статьи сайта

Наверх